Московское городское отделение СЖР

Региональное отделение

II. «ЖЕ НЕМА ПА СИ ЖУР…» Обычно, когда говорят о журналисте, называют его издание – газету, канал ТВ, сайт в Интернете. Место работы журналиста – это не просто запись в его трудовой книжке – это раскрывшиеся грани его таланта. Имя журналиста сливается с названием его редакции, уйти из которой – это как порвать семейные связи. Так ведь он из «Коммерсанта» или из «Москва-24». И этим все сказано.

Когда умирает издание, журналист сиротеет. Чтобы остаться в профессии, ему надо снова обрести свой голос, поймать, подчас, неуловимые оттенки иного стиля, признать чужую концепцию, как свою. А редакция оценивает – полюбит ли читатель нового автора с его старым багажом?

Такое сватовство может продолжаться долго, а кушать хочется всегда. Хорошо еще, если в редакциях, куда пробуется журналист, платят гонорары за заказанные статьи. А если нет? Бросай перо – читай газету «Работа для вас». Когда приспичит, то и Боги сходят с Олимпа.

Так журналист может оказаться среди простых безработных на приеме в службе занятости. Подпишет обязательства и будет получать 7 000 в месяц. Прожить нельзя, но перебиваться на гонорарах как-то можно. Хорошо бы так, но…. В Московское отделение СЖР позвонил, а потом и пришел Андрей Колобаев – тридцать лет в журналистике.

Сделал карьеру в журнале «Юность» и «Совершенно секретно». 12 лет до увольнения по сокращению штата трудился в Издательском Доме «Мир новостей». С момента увольнения встал на учет в службе занятости. Вступает в переговоры с разными редакциями о своем трудоустройстве, получает предложения подготовить материал на заданную тему. Андрей писал, иногда получал гонорары.

В общем выживал, пока не получил по почте Уведомление из Отдела трудоустройства о необходимости вернуть полную сумму, якобы, незаконно  полученных пособий в размере 84073, 42 рублей. Причина – сокрытие факта занятости. Может ошибка вышла? Тощий бюджет Андрея абсолютно прозрачен. Только пособия и гонорары за тестовые публикации, которые от налогов не скрывал.

А что говорит Закон о занятости населения в РФ еще от 19.04.1991 г, правда в редакции от 22.12.2014 г.? Статья вторая перечисляет всех так называемых «занятых» граждан. Это те, что работают по трудовым договорам и гражданско-правовым соглашениям, индивидуальные предприниматели, государственные служащие, военные, учащиеся и, обратим внимание, выполняющие работы по авторским договорам.

Да, Андрей – автор своих публикаций, они вышли под его именем. Но никаких авторских договоров он не заключал, бумаг не подписывал. Предложили написать на пробу пера – написал. Обещали, что при случае примут в штат – ждет. Разовый гонорар по честному оплатили – Слава Богу! И это что – занятость? Андрей не юрист, но полагает, что любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что занятость предполагает деятельность, направленную на регулярное извлечение дохода, а не так как у него с мольбой о хлебе насущном от пробы к пробе.

Здравомыслящий человек полагает свое право в обществе, а закон, принятый обществом, это право может ограничивать. Здраво мыслить – это еще не значит быть правым. В соответствии с ч. 1 ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона – автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

В силу ч. 2 ст. 1286 ГК РФ лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. Вооружившись законом, исследуем факты. Андрей предоставлял редакциям статьи для их редакционной оценки.

То, что редакции публиковали его статьи, говорит об одобрении материалов и открытой возможности принятия в штат. Но Андрей не просил о публикации статей и выплате гонорара. С точки зрения Кодекса Законов о труде редакции по отношению к Андрею работодателем не являются, но, используя его авторские произведения и выплачивая вознаграждения, вступают с ним в отношения, регулируемые гражданским и налоговым  законодательством.

При таких обстоятельствах, суд по иску Отдела трудоустройства вполне сможет признать, что действия сторон свидетельствуют о заключении между ними устного договора о предоставлении права использования произведения и взыскать с Андрея истребуемую сумму. Надо полагать, суд неминуем и Московское отделение СЖР вместе с Профсоюзом журналистов России попробуют отстоять позицию Андрея Колобаева.

Но что посоветовать другим законопослушным журналистам, попавшим в такое же нелепое положение. Найти работу, не рассылая статьи по редакциям и не выполняя тестовых заданий, невозможно. Жить при этом впроголодь на пособие, отказываясь от законных гонораров? Простите, глупо.

Может быть, умолять прохожих нижегородским французским на манер Кисы Воробьянинова: «Же нема па си жур – подайте бывшему члену редакционного совета»? Безвыходных положений не бывает. Что сказано в ч.1 ст.1286 ГК РФ? Авторский договор может заключить не только сам автор, но и другой правообладатель. Так вот, безработному автору не надо заключать авторское соглашение самому.

Передайте имущественные права на свое произведение Профсоюзу журналистов России по безвозмездному соглашению. Пусть редакции переводят ваши гонорары Профсоюзу на «счет безработных журналистов», а Профсоюз найдет, как помочь вам без бюрократических проволочек и судебных проблем.

Олег Щербаков, адвокат, член Правления МГО СЖР, председатель комиссии по правовой защите журналистов

07 Feb 2015 в 11:38

.