Московское городское отделение СЖР

Региональное отделение

Борис Львович Резник. 12 февраля 1940 – 28 января 2018

В возрасте 77 лет от болезни скоропостижно скончался журналист, спецкор центральных и региональных СМИ, политический и общественный деятель, депутат ГД РФ 4-х созывов, секретарь СЖР, член СЖ СССР и МГО СЖР Борис Резник.

Уважаемые коллеги!

Умер наш товарищ, известный журналист, общественный деятель, секретарь Союза журналистов России Борис Львович Резник. Ушёл из жизни настоящий профессионал, искренний и глубоко порядочный человек, всю свою сознательную жизнь посвятивший развитию российской журналистики. За большие достижения в области журналистики Борис Львович был неоднократно удостоен премий Союза журналистов СССР и Союза журналистов России. Работал в газетах «Вечерняя Москва», «Московский Комсомолец», «Известия», других изданиях. Избирался депутатом Госдумы нескольких созывов. Много лет Борис Львович возглавлял благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям «Надежда», работающий на добровольных началах. Фондом «Надежда» было собрано и направлено на развитие детского здравоохранения Хабаровского края свыше 100 миллионов рублей. За особые заслуги в деле охраны здоровья детей Борис Львович Резник был избран почётным профессором Института охраны материнства и детства Сибирского отделения Академии медицинских наук.

Выражаем искреннее и глубокое сочувствие родным и близким покойного. Светлая память о Борисе Львовиче надолго сохранится в наших сердцах.

Секретариат СЖР

О Борисе Резнике:

Всеволод Богданов, почетный председатель СЖР:

“…Борис Львович Резник – правильный человек. Вся его жизнь прошла по нормам, установленными качественной журналистикой, законодательством, профессиональной этикой и нравственными чувствами…

Журналистские расследования – главный жанр в жизни Бориса Резника. Всякий раз, когда его материалы печатались в газете «Известия», все были взбудоражены и потрясены актуальностью и серьёзностью, поднятых им темам.

Во времена распада Советского Союза Борис написал материал о коррупции, которая с огромной силой развивалась на Дальнем Востоке. И это было настолько мощно, но опасно для самого Резника, что в его квартире два месяца жили сотрудники КГБ. Они охраняли его жизнь, ночевали на кухне и прихожей, из дома тоже выходил под охраной. Когда Борис переехал в Москву и стал депутатом Госдумы, он всё равно продолжал заниматься журналистикой. Последний материал, который потряс читателей, как жуликами за бесценок продаётся лесное богатство Сибири.

Борис Резник был по -настоящему востребован обществом. В нашу последнюю поездку в Хабаровск мы шли с ним по городу, его останавливали какие-то люди и говорили: “Вы же Борис Львович Резник? Посоветуйте, как нам быть…”.

И тогда он опять активно вмешивался в сложную ситуацию.

В Государственной Думе Борис был любимцем своих коллег. Он работал в комиссии по законодательству и всегда был очень въедлив в суть принимаемых норм. Часто все голосовали “за”, а один Борис “против”. И всё равно побеждал, ведь был очень убедителен. Это было его самым главным качеством как автора журналистских расследований.

Я очень переживал из-за всего, что произошло с ним в последнее время. Поведение Бориса было героическим. Заболев, он пять раз мужественно летал в клинику Дюссельдорфа, где ему пытались оказать медицинскую помощь. И каждый раз по возращению умолял: “Не вздумай рассказывать!”.

Часто сидели вдвоём, говорили о том, что нам в жизни удалось или нет. Мы собирались ещё много работать.

В том числе обсуждали создание информационного клуба «Развитие: Стратегия России», который начнёт работать в Центральном Доме журналиста.

Главной темой первого заседания, посвященное Борису, станет “Безопасность информации”. Мы поговорим о роли журналистики в жизни общества и, конечно, вспомним Бориса Резника – нашего друга и коллегу…”.

Надежда Ажгихина, директор ПЭН Москва, член МГО СЖР:

“Борис Резник — последний рыцарь профессии …В эти часы о Борисе Львовиче Резнике уже написано и сказано немало очень важных и точных слов.

О том, что его публикации меняли жизнь к лучшему, срывали погоны с коррупционеров и преступников, меняли законодательство и систему. Что только после одной серии его статей, на свободу вышли несколько тысяч несправедливо обвиненных людей. Что он принадлежал к легендарной плеяде “старых” известинцев, открывающих новые границы возможного в общественной дискуссии и профессии, на кого старались равняться молодые коллеги…

Вера в него читателей и его безоговорочная убежденность долгое время были главной надеждой независимых журналистов страны на то, что их услышат «наверху». Он был послом смелой и неудобной журналистики, которой посвятил жизнь в коридорах власти. И многое ему удавалось. Провести парламентские слушания об убийствах журналистов в Дагестане и составить письмо с требованием расследовать преступления, под которым подписи 105 парламентариев. В результате – беспрецедентное заседание Секретариата Союза журналистов России в Махачкале, встречи с главой республики и руководителями силовых ведомств. Затем, хотя и очень непросто, начались новые расследования.

Это Борис Резник призвал защитить Центральный дом журналиста от попыток передать его в чужие руки.

Тогда в Мраморном зале Домжура собрались журналисты, люди самых разных взглядов и поколений, проявившие неожиданную и несокрушимую солидарность. И ЦДЖ отстояли. Это по его инициативе в том же зале собрались руководители столичных и региональных СМИ и призвали отменить поправки к Закону о рекламе, лишающие доступа к ней частные региональные телекомпании. И удивительным образом поправки были отменены. Но не удалось довести до конца парламентское расследование загадочной гибели журналиста Юрия Щекочихина, коллеги по профессии и Гомдуме. Не приняты до сих пор поправки к Закону о СМИ, предложенные сразу после гибели российских корреспондентов на востоке Украины, – об обязательстве работодателей обеспечить подготовку, страховку и реабилитацию журналистов, направляемых в «горячие точки»

Подчас Борис Львович брался за почти невыполнимые задачи. Наверное, однопартийцам с ним было трудно. Несмотря на прирожденный такт и непривычную уже в коридорах власти интеллигентность, он проявлял исключительную твердость в отстаивании собственной позиции. Голосовал — единственный из единороссов — против «Закона Димы Яковлева», против лишения мандата Дмитрия Гудкова. Он всегда, несмотря на солидный депутатский опыт, оставался скорее журналистом, чем политиком. Мог бросить, к примеру, все дела и заниматься историей молодой журналистки, раскопавшей злоупотребления в подмосковном детдоме и оклеветанной подмосковными начальницами. Начать собственное расследование.

И всегда находил время для серьезных разговоров о профессии. Как сделать ее чище, лучше, помочь найти решения самых трудных вопросов. И неважно, для председателя СЖР или юного корреспондента из глубинки. Для всех нас, кому довелось хотя бы кратко работать с ним вместе, он был не просто авторитетом, но чутким и внимательным старшим товарищем, удивительно умеющим радоваться успехам других и одновременно деликатно подсказать, что можно было бы сделать иначе. Любая несправедливость, стилистическая или нравственная погрешность, ему была непереносима. Фонд помощи больным детям «Надежда» — одна из попыток преодолеть существующую несправедливость на практике. Союз журналистов России он также считал своим важнейшим делом, старался сохранить преемственность лучших традиций русской публицистики, уважение к слову, правде и миссии профессии, которые в последнее время многим казались несовременными и бесполезными. Резник даже сочувствовал молодым скептикам, не сомневаясь, что время сделает их мудрее…

С его уходом завершилась какая-то важная часть нашего общественного и профессионального диалога. Но остались его работы. Книга Резника «Хроника пикирующей страны», вышедшая в 2015, о которой говорили до обидного мало — уникальный сборник блестящих текстов разных лет с краткими послесловиями, что изменилось в результате выступлений журналиста.

Краткий экскурс в историю отечественной прессы, информация к размышлению о возможностях и задачах журналистов и прессы.

В прошлом году на страницах «Огонька» Борис Львович вновь обратился к теме коррупции в Министерстве обороны. Серия расследований из Хабаровска стала естественным продолжением публикаций более ранних лет и уже повлекла за собой административные решения, как обычно, понравившиеся не всем. Но вызвавшие поток читательских откликов, полных надежды и веры в победу Справедливости Это было для автора не менее важно, чем снятие с невиновных сфабрикованных обвинений.

Невозможно поверить, что мы больше никогда не поговорим. Своим личным примером один из последних рыцарей профессии, неисправимый идеалист Борис Львович Резник продолжает учить нас добру и помнить о достоинстве и чести…”.

29 Jan 2018 в 0:29

.