Московское городское отделение СЖР

Региональное отделение

Постигнет ли Домжур на Никитском бульваре печальная судьба “Соловьиного дома”?

Более 25 лет, всем проходящим от Кремля по Воздвиженке на Старый или Новый Арбат, да и в обратную сторону, открывался крайне неприглядный вид на Центральный дом журналиста. Старинное здание Домжура, редкий из сохранившихся памятников отечественной культуры, архитектуры и литературы, пока стоит первым на четной стороне Никитского бульвара. И полуразрушенной, плохо закрашенной боковой стеной возвышается над запущенны́м пустырём.

Но на днях унылая “заброшенка” вдруг ожила, разбуженная нашествием рабочих и строительной техники. На территории, огороженной внезапно подросшим забором со светящейся рекламой, девелоперская компания R4S Group, владеющая участком, входящим в десятку самых дорогих в Москве, начала строительство элитного жилого комплекса.

Опубликованный рендер (компьютерная картинка) будущего 8-этажного ЖК вызывает серьезные опасения за судьбу легендарного Домжура, мемориального места многолетних встреч и исторических собраний российских журналистов. Ещё недавно Домжур, с постоянными знаменательными пресс-конференциями и презентациями, художественными вечерами и премьерами, популярными музыкальными концертами, был известен далеко за пределами российской столицы. Сегодня уникальное здание, построенное не позднее 1736 года, оказалось вплотную к планируемой новостройке. Техническая экспертиза, проведенная на деньги правительства Москвы, выявила аварийное состояние исторического особняка XVIII века из-за ветхости фундамента.

Но достаточных средств на качественную реконструкцию для сохранения Домжура у СЖР нет?

Москва, угол Никитского бульвара и ул.Воздвиженки с Арбатской площади, где ещё видно здание Моссельпрома.


Сегодня уже мало кто помнит, что до конца 90-х вместо огороженного котлована на Арбатской площади находился знаменитый 4-этажный “Соловьиный дом”.
В одночасье снесенный в год празднования 850-летия Москвы, этот дом с 200-летней историей, переполненной знаменательными событиями столичной культурной жизни, знал самых выдающихся людей российской культуры и их зарубежных гостей. Всемирно известных отечественных писателей, поэтов, артистов композиторов, учёных, государственных и общественных деятелей.

С начала 2000-х баснословно дорогая земля много раз переходила из рук в руки. Также часто менялось и предназначение планируемых проектов. Сначала культурно-общественный центр, затем торгово-деловой комплекс. Когда участок принадлежал ныне беглому бизнесмену Тельмана Исмаилову, экс-владельцу Черкизовского рынка и десятков элитных столичных предприятий (ресторан “Прага”, Военторг или издательский-полиграфический комплекс “АСТ”), там планировался многозвёздный отель. Предпоследний собственник ещё в 2022 году задумывал построить здесь 9-этажную гостиницу для туристов.

Будет ли новый ЖК называться по-прежнему “Соловьиный дом”, чтобы сохранить городские традиции и московскую топонимику для новых поколений, неизвестно?
А собственно почему был так знаменит дом на Никитском бульваре, 6?
Когда и за что получил своё поэтичное название?


В ХVIII веке владение у площади Арбатских ворот принадлежало князю Алексею Шаховскому (1690–1737), признанному одним из честнейших сановников допетровского времени, «примером добродетели».

Позднее особняк принадлежал семье князя Сергея Голицына, владельца богатейших художественными ценностями усадеб Кузьминки и Гребнёво.

После опустошительного пожара 1812 года уцелевшая усадьба была куплена Федором Кокошкиным, актёром, драматургом, директором московских императорских театров. Когда считавшуюся “пасквилем на Москву” пьесу Грибоедова “Горе от ума” ставить в театрах запрещалось, Кокошкин в своей гостиной не боялся читать сатирическую комедию в присутствии автора и его друзей. Исполнение пользовалось успехом у самой взыскательной публики, включая членов императорской фамилии.
Тогда в доме располагались репетиционные комнаты Большого и Малого театров, разыгрывались спектакли с участием великих русских актеров Михаила Щепкина и Павла Мочалова.
Главную славу и собственное «имя» особняк на Никитском бульваре получил в 30-40-х годах XIX века, когда здесь жил талантливый композитор и певец Александр Варламов. Многим известна его музыка для замечательных романсов: «Гори, гори моя звезда», «На заре ты её не буди», «Я помню чудное мгновение», «Соловей- соловушка». Примерно 75 музыкальных произведений написаны Варламовым в “Соловьином доме”. Большинство из них посвящены возлюбленной композитора, звезде русской оперной сцены Марии Львовой-Синецкой. Она открыла здесь популярный музыкальный салон, посещаемый литераторами Александром Грибоедовым, Александром Пушкиным, Иваном Гончаровым, адвокатом Федором Кони и многими другими не менее известными их современниками. Например, во время московских гастролей композитор Ференц Лист останавливался в квартире Варламова.

В 1875 году “Соловьиный дом” покупает уроженец Риги, московский купец Карл Фридрих Шмит, дед фабриканта-социалиста Николая Шмита, героя революции 1905 года. В конце XIX семья успешных предпринимателей Шмитов значительно изменяет архитектурный вид здания, нарастив ампирный особняк XVIII века двумя этажами. Также перестраивает “Соловьиный дом” для размещения и технического обустройства новых квартир, лестниц, подъездов. Во дворе возводит корпус собственной знаменитой фабрики художественной мебели, производство которой славилось искусным воспроизведением предметов обстановки разных эпох, начиная с Возрождения. После переезда наследников и владельцев мебельной фабрики на Пресню, “Соловьиный дом”, став “доходным” с меблированными апартаментами», переходит в руки многочисленных арендаторов.

После революции 1917 года “Соловьиный дом” заселили новыми жильцами многочисленных коммунальных квартир и общежитий. На последних этажах помещения снимались различными художественными мастерскими и студиями.
По лестнице с нарядными чугунными перилами и ступенями из желтого камня поднимались ученики популярной театральной студии известного актера Михаила Чехова. Здесь он работал над своими “Записками актера”, ставшими популярнейшим учебником для театральных школ во многих странах мира.

После реконструкции Арбатской площади в 30-х и появления широкого экс-Калининского проспекта в конце 60-х, ныне Нового Арбата, “Соловьиный дом” стал первым зданием от Арбатской площади, поскольку на Никитском бульваре домов домов №2 и №4 (постройки церкви Бориса и Глеба, снесённой в 30-х годах XX столетия, около которой в 1613 году случилась решающая историческая битва с поляками), уже не существовало.

В 90-е сгустились тучи и над самим зданием “Соловьиного дома”. Несмотря на полную жилую обитаемость и бойкую работу магазинов, парикмахерской, службы металлоремонта, разнообразных учреждений на первых этажах, дом был радикально и оперативно расселён. И почему-то, медленно разрушаясь, несколько лет простоял открытым.

А в сентябре 1997, накануне празднования 850-го юбилея Москвы, “Соловьиный дом” за 2 часа молниеносно снесли.

На образовавшемся пустом месте появились автостоянка и рынок, также быстро ликвидированные.
Сегодня забор, огороживающий пустырь, много лет встречающий всех, кто поднимается из подземного перехода под Арбатской площадью, стал в три раза выше.
Что же ожидает нас после завершения строительства ЖК, стеной к стене располагаемого с уникальным зданием Домжура, многие годы находящегося в аварийном состоянии?
Посмотрев проект, мы понимаем, новая масштабная застройка на пересечении Никитского бульвара и Воздвиженки, закроет впечатляющий вид с Арбатской площади на соседний “дом Моссельпрома” со знаменитой башней-стаканом, прославленный художниками- авангардистами в “окнах РОСТА”. Помните надпись на фасаде здания аршинными буквами “Нигде кроме как в Моссельпроме”, придуманную Владимиром Маяковским и оформленную Александром Родченко и Варварой Степановой?

Знаменитое здание эпохи московской конструктивистской реконструкции, символ советского авангарда, расположено на углу Калашного и Н. Кисловского переулков за застраиваемым пустырем.


А про безопасность, достойный вид и доступность для взгляда фасада Центрального дома журналиста говорить уже не приходится. Главное, как переживёт соседнюю стройку здание Домжура, построенное в XVIII веке с пока ещё сохранившимися двухвековым цоколем, искусным внешним декором и ценнейшими интерьерами, например, редкостной мраморной лестницей и необыкновенной лепниной парадных залов! Экспертной гарантии дать никто не может.

Но разве подобные исторические и культурные “мелочи” кого-то волнуют?
Итоги по-революционному беспощадной реконструкции Арбатской площади на протяжении XX века, снос в1997 году “Соловьиного дома”, бездушная уничтожительная конкуренция за клочок московской земли подвела журналист и литератор Нина Молева:
“…И никогда никто из исследователей будущих поколений не получит возможности заглянуть в нераскрытые тайны, восстановить пушкинские, грибоедовские, а где-то и екатерининских времен интерьеры, удержать ускользающие тени пушкинских знакомцев. Какими же горькими и гневными словами вспомнят они эти годы. И будут правы».

Лариса Шамикова, зампред МГО СЖР, председатель Орг.комиссии Правления

Источники:
1.Молева Н.М. “Дворянские гнезда”. — М. Издательство “Астрель”. 2007.
2.Колодный Л.Е. “Никитский бульвар”. — М. Издательский дом “Вече”, 2014.

  1. Архсовет Москвы–8. Материал

Фото: realty.ria.ru, pastva.ru, history.wikireading.ru, соц.сети

Москва, площадь Арбатских ворот, XIX век
Москва. Арбатская площадь с видом на церковь Бориса и Глеба, “Соловьиный дом”, за ним здание Моссельпрома в 20-е годы.
Москва. “Соловьиный дом” после первой советской реконструкции Арбатской площади в 30-е годы
Москва. Суворовский (ныне Никитский) бульвар, 8а. Дом журналиста. 70-е г.г. XX столетия
Москва. “Соловьиный дом” в 80-е годы
Москва. “Соловьиный дом” перед сносом в 1997 году
Москва. Арбатская площадь с пустырём вместо “Соловьиного дома” в 2000 году
Москва. Банерное ограждение пустыря с видом на “дом Моссельпрома” между Калашным и Н. Кисловским переулками
Москва. Информационный щит о строительстве гостинцы на месте пустыря на Арбатской площади
. 2022 год. Проект, отмененный в 2023 году, после перепродажи участка новым владельцам
Рендер здания нового ЖК (компьютерная картинка) по адресу Москва, Никитский бульвар,6/20.
Москва. Никитский бульвар, 8а. Центральный дом журналиста. (Домжур). 20-е г.г. XXI столетия
Мраморная лестница в стиле ампир XIX века, сохранившаяся в Домжуре.

29 Nov 2023 в 1:59

.