Московское городское отделение СЖР

Региональное отделение

10 молодых журналистов, за которыми нужно следить в 2019 году

Третий год подряд редакция Esquire рассказывает о десяти молодых журналистах, которые пишут талантливые тексты, умеют добывать эксклюзивы и делать качественные репортажи и интервью. Среди них — авторы политических фичеров, молодые специалисты, которые делают свое, пусть и небольшое, медиа, блестящие корреспонденты и расследователи.

Иван Сурвилло, 19 лет

19-летний Иван в этом году стал одним из героев проекта Esquire «12 апостолов» — ежегодной инициативы, в рамках которой редакция журнала выбирает самых интересных и многообещающих деятелей из разных сфер — от науки и кино до кулинарии.

В российский медиамир теперь уже бывший студент медиакома Высшей школы экономики стремительно ворвался еще в прошлом году. Он взял несколько десятков интервью у известных журналистов и медиаменеджеров об их жизни и запустил очень личную рассылку о себе: раз в пару недель он отправляет своим подписчикам свежий текст, рассказывает о прочитанных книгах и посещенных выставках и даже обращается к читателю на «ты» — в том числе и за советами.

«Афиша» успела назвать молодого человека интервьюером, который сможет потеснить Юрия Дудя, а старшие коллеги в фейсбуке и твиттере стали активно обсуждать, заслуженно ли ставят молодого блогера в ряд с признанными журналистами и уделяют ему столько внимания: якобы далеко не десятки тысяч людей подписаны на его письма, а в текстах и интервью нет ничего особенного. Тем временем Сурвилло продолжает искать себя в журналистике, в основном пишет для издания The Village в качестве специального корреспондента. Самый заметный его репортаж — о том, как он неделю ходил в маске, скрывающей от камер видеонаблюдения, по Москве. Потом журналист повторил тот же эксперимент, но в маске Владимира Путина.


Ирина Кравцова, 24 года, «Медуза»

Ровно год назад выпускница журфака МГУ почти сразу после выхода на работу в «Медузу» поехала в Кемерово, где во время пожара в торговом центре «Зимняя вишня» погибли 64 человека, в том числе 41 ребенок, и привезла оттуда невероятно тяжелый и для чтения, и для написания репортаж «Наши дети горели, а мы просто наблюдали». Материал был собран в то время, когда в соцсетях и СМИ распространялись сведения о сотнях погибших и противоречащие друг другу версии случившегося. В работе над такой острой и чувствительной темой Кравцовой удалось не поддаться эмоциям и в максимально сжатые сроки собрать емкий репортаж. Он вышел 26 марта, на следующий день после того, как стало известно о пожаре, и в бесконечном потоке новостей и дезинформации стал первым серьезным текстом, исчерпывающе обрисовавшим масштабы трагедии. Следом журналистка выпустила еще несколько текстов о Кемерово — в том числе репортаж с митинга, на котором кемеровский вице-губернатор Сергей Цивилев заявил потерявшему всю семью Сергею Вострикову «Вы пиаритесь на трагедии», сумев передать в нем атмосферу гнева, боли и растерянности (многие не верили, что реальное количество жертв соответствует объявленному властями).

С тех пор Кравцова специализируется в основном на социальных темах: за прошлый год она рассказала, например, о жизни детей, которые стали опекунами своих родителей, о сексуальном желании у парализованных, о работе «Ночлежки» — первой в России организации, которая помогает бездомным, потерявшим жилье. Еще одна заметная работа Кравцовой — история 12-летней Таси Перчиковой, которая написала письмо Владимиру Путину и стала жертвой травли. Материал вызвал большой резонанс, вплоть до проверки Следственного комитета, которая не выявила никаких угроз (хотя девочка с мамой продолжают утверждать обратное). Коллеги говорят, что у Кравцовой особый талант — все ее герои в какой-то момент хотят буквально ей исповедаться.


Артем Распопов, 20 лет, «Новая газета»

Самого молодого репортера одной из последних уважаемых газет в России в первую очередь хочется отметить за литературный талант: ему одинаково хорошо удаются как небольшие, но симпатичные репортажи по мотивам новостных сюжетов — например, про мытищинских бобров, лишившихся домов из-за работ по благоустройству (получился даже мини-очерк), так и серьезные темы — например, материал с траурного митинга в честь 16-й годовщины трагедии на Дубровке.

Репортажная школа «Новой» в каком-то смысле дает журналисту необходимый простор — здесь не возбраняется писать от первого лица и включать в тексты пережитый опыт и собственные впечатления. И Распопов совершенного этого не боится, а напротив, делает это лейтмотивом своих текстов, как в вышеупомянутом тексте про «Норд-Ост», ставшем для него способом отрефлексировать трагедию, которая случилось, когда ему было всего 4 года. За последний год Распопов также описал, чем живут школьники и студенты, участвующие в бессрочных протестах в Москве, и как выглядят редеющие ряды участников «Русского марша» в Марьино.

Также журналист, как и Ирина Кравцова из «Медузы», пишет на социальные темы — например, за последний год у него вышел большой репортаж о пенсионерке из Долгопрудного, которая обратилась в редакцию «Новой» за помощью после пожара в квартире, и история 15-летнего Максима, играющего в команде детей с ДЦП на базе московского «Спартака». Не боится Распопов и высказывать свое мнение по резонансным темам, широко освещавшимся в прессе, — так, он попытался разобраться в истории карельской семьи Киселевых, у которых забрали шестерых детей.


Александр Головин 24 года, sports.ru

Пока Юрий Дудь отказывался разговаривать со спортсменами, свободную нишу занял тезка самого дорогого российского футболиста. Александр Головин в 24 года стал, наверное, главным автором sports.ru среди тех, кто не пишет технико-тактические разборы матчей, и после работы классическим спортивным журналистом в редакции Eurosport раскрылся как интервьюер.

Он разговаривает с людьми из мира спорта о том, что со спортом напрямую не связано, — в основном о политике. Головин уже раскрутил комментатора Дмитрия Губерниева, экс-фигуристку и депутата Ирину Роднину и бывшую спортивную гимнастку, депутата Госдумы Светлану Хоркинуна неожиданные ответы, которые цитировали и обсуждали не одну неделю.

Как и его бывший начальник (Дудь перестал быть главредом sports.ru с сентября прошлого года, перейдя на должность заместителя гендиректора), Головин не стесняется задавать прямолинейные вопросы о деньгах, но политика ему дается явно лучше: в недавнем интервью со знатоком игры «Что? Где? Когда?» Ровшаном Аскеровым журналист довольно изящно вывел дискуссию о телеведущем Дмитрии Киселеве на разговор о моральных принципах самого Аскерова, который сейчас работает в журнале Лейлы Алиевой, дочери президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Сейчас в своем блоге «Всему Головин» журналист публикует репортажи с суда над Кокориным и Мамаевым и рассказывает о молодых футболистах с необычной историей — например, о 15-летнем Филиппе Богданове, который вырос в Америке, но не потерял связи с родиной и недавно был вызван в юношескую сборную России. Но читатели за пределами постоянной аудитории sports.ru продолжают ждать громких интервью со спортивными звездами.


Маша Константиниди, 21 год, фрилансер

Студентка Высшей школы экономики пробует себя во всех возможных направлениях в медиа: за время учебы Константиниди успела постажироваться и поработать в L’Officiel, «Большом городе», Проекте 1917 Михаила Зыгаря и издании Russiangate, а сейчас в основном пишет для корпоративного издания «Л’Этуаль», которое в прошлом году перезапустила медиаартель «Мамихлапинатана», — теперь это полноценное бьюти-издание вместо каталога со скидками на косметику. Константиниди не стесняется писать о личном опыте: действительно ли отказ от молока сделает вашу кожу лучше и как пережить алопецию (заболевание, при котором выпадают волосы).

Но косметика и красота — лишь часть интересов журналистки. Константиниди, кажется, не хочет всю жизнь выполнять «задания редакции» и метит в продюсеры, поэтому в прошлом году превратила учебный подкаст «Это разве секс?» в собственное маленькое медиа. Вместо одного разговора, нужного для сдачи зачета, вышло больше десяти, а потом подкаст дополнил блог в «Яндекс.Дзене». Теперь для того, чтобы делать медиа, больше не нужен сайт и инвестиции, достаточно темы, которая всех интересует, и правильного и искреннего подхода к ней — проект Константиниди это доказывает.

Проект не похож на раздел «секс и отношения» в классическом женском глянцевом журнале, тут нет советов по соблазнению и тестов на сексуальную совместимость по китайскому календарю. «Это разве секс?» — это смешной и очень доверительный разговор (иногда и грустный, но честный) про про сексизм в быту и в публичном поле и нашу с вами сексуальность, о которой в 2019 году, кажется, все еще стесняются открыто разговаривать — тем более впечатляющим выглядит это небольшое медиа.


Лиза Фохт, 24 года, Русская служба Би-би-си

Несмотря на довольно юный возраст, до Русской службы Би-би-си Фохт успела поработать в РБК при Елизавете Осетинской и Романе Баданине, где начинала редактором новостей, а затем перешла за Баданиным на сайт телеканала «Дождь». По‑настоящему журналистский талант Лизы раскрылся именно в Би-би-си, где она стала плотно заниматься внутренней политикой во всех ее смыслах и подробно писала о прошлогодней избирательной кампании — например, рассказала про электоральный сюрприз от Приморской области, где ставленник Кремля в сентябре не смог выиграть выборы. Также Фохт была одним из немногих корреспондентов, кто освещал протесты Ингушетии против новой границы с Чечней.

Круг тем, о которых пишет журналистка, широк и не ограничивается политикой per se. В прошлом году она также ездила в Кемерово и писала о трагедии в «Зимней вишне», в текущем — взяла хорошее интервью у Тины Канделаки и выпустила расследование о вспышке дизентерии в московских детских садах, описав связи компании Евгения Пригожина, которого в СМИ называют «поваром Путина», с поставками детского питания, не упустив человеческую сторону истории.


Анастасия Стогней, 26 лет, The Bell

Издание The Bell, запущенное как рассылка про самые важные новости, постепенно приросло заметными журналистами, в основном выходцами из РБК. Кроме Антона Баева, специализирующегося на военной тематике, для стартапа Елизаветы Осетинской теперь пишет Анастасия Стогней. Корреспондентка, в соавторстве с коллегами, раскручивает как популярные, так и неожиданные темы и пишет в любом жанре: от интервью до разборов. Высокая цитируемость в других медиа — главный признак качества работы Стогней.

В прошлом году она одной из первых разобралась в структуре крупнейшего частного вуза России «Синергия», который тратит миллионы долларов на собственную рекламу с помощью суперзвезд, от Майка Тайсона до Тони Роббинса. Также благодаря Стогней мы узнали, сколько IC3PEAK заработали после запретов концертов и кто стал самым богатым рэпером прошлого года. Самые скандальные герои серии текстов Анастасии — Алекс Лесли и Настя Рыбка. Журналистка начала заниматься этой историей сразу после их ареста в Таиланде, и вскоре после освобождения ей удалось взять у них интервью — The Bell утверждает, что оно было бесплатным, а с остальных журналистов и блогеров Лесли и Рыбка требовали денег. Так мы узнали о том, как секс-инструктору и его ученице заказывали компромат на Алексея Навального и откуда взялись конфиденциальные данные о Дональде Трампе. В том числе благодаря эксклюзивам Анастасии Стогней The Bell с конца прошлого года ежемесячно превосходит отметку в один миллион уникальных посетителей и входит в топ-10 самых цитируемых интернет-ресурсов.


Юлия Лукьянова, 21 год, «Проект»

Журналистка издания «Проект», запущенного Романом Баданиным после начала учебы в Стэнфорде, Юлия Лукьянова дебютировала в расследовательском стартапе с историей про СССР: биография бизнесмена эстонского происхождения Йоханнеса Хинта — готовый сценарий для голливудского блокбастера о конфликте гения-изобретателя с беспощадной системой, в этом случае — советской.

После этого Юлия вместе со старшими коллегами выпустила огромное расследование об одном из самых одиозных политических долгожителей — лидере ЛДПР Владимире Жириновском и о том, как живет возглавляемая им партия, к которой не принято относиться всерьез. Расследование, в котором утверждалось, что Жириновский владеет недвижимостью почти на 10 миллиардов рублей, а ЛДПР продает мандаты в Госдуму, процитировали все крупные СМИ. По словам главреда «Проекта» Баданина, главный автор текста — именно Лукьянова, которая потратила месяц на изучение выписок из реестров и поговорила для текста с «сотней источников».

Также за последний год Юлия успела выпустить большое расследование о том, как устроен университет «Синергия», а также поучаствовать в репортаже с Байкала, где в последние годы усиливаются антикитайские настроения.


Дима Козаченко, 20 лет, основатель квир-зина «Открытые»

В октябре 2018-го Дима Козаченко ушел с должности редактора новостей «Афиши Daily» — как выяснилось, чтобы запустить зин о квир-культуре «Открытые». Заявленная создателями цель проекта — рассказывать о российском ЛГБТ-сообществе в канве жизни и творчества, а не преследований и нарушений прав. Впрочем, обойти негативную повестку не всегда удается: «Открытые» пишут о работе художницы Полины Заславской на тему преступлений против ЛГБТ в России, а блогерка и художница Ника Водвуд рисует для проекта комикс «Откуда ЛГБТ в Чечне?». В зине публикуются знаковые для квир-культуры авторы и важные тексты о принятии себя и своей сексуальности. Например, текст «Счастливый пидорас» можно назвать программным, а разборы вроде «10 мифов о бисексуальности» важны как для представителей сообщества, так и для аудитории за его пределами. Спустя менее чем полгода после запуска идея Козаченко сделать первый в России лайфстайл-журнал для ЛГБТ+ кажется верной и успешно реализованной.


Павел Красовицкий, 25 лет, История будущего

Вообще если говорить про медиа не только как про газеты, журналы и телеканалы, а как про продукт отбора информации и посредничества при ее передаче, то, пожалуй, самое интересное в этой области делает команда «Истории будущего», основанная Михаилом Зыгарем и Кареном Шаиняном. Они настаивают: содержание больше не имеет смысла без формы, поисками которой и занимается студия. Проект 1917, Карта истории, Музей становления демократии, Проект 1968, Мобильный художественный театр — это все их рук дело.

На первом этапе каждого проекта в студии принято составлять «подробную базу всего»: за гигабайты таблиц и тысячи часов в библиотеках в студии отвечает выпускник истфака МГУ Павел Красовицкий, главный ресерчер 1968. digital и архивный редактор книги «Империя должна умереть». Сам молодой человек в свободное от работы время преподает английский и скромно утверждает, что не отыскивает в книгах, письмах и документах ничего особенного. Возможно, это действительно технический навык — но применять его невозможно, не испытывая интереса и страсти к своей работе, а эти эмоции Красовицкому точно знакомы. Посмотрим, куда они приведут его дальше, может быть, в полнометражное документальное кино или даже в полноценную расследовательскую журналистику.

Маргарита Журавлева, Руслан Гафаров

Источник: https://esquire.ru7

25 Oct 2019 в 15:11

.